Армия

imgpreview (81)

Китайская империя, как известно, была государством земледель­цев, мечтавших не о военной славе и добыче, а о мирном труде на своем клочке земли. Правители империи охотно рассуждали о при­оритете моральных законов над военной силой — идея, выразившая­ся в классической формуле: «Возвеличивать культуру, принижать войну». Война всегда считалась в Китае не столько поводом для стя­жания славы, сколько печальной необходимостью. Китайская импе­рия не знала традиции празднования военных побед, а полководцы-триумфаторы имели гораздо меньше шансов прославить свое имя, нежели труженики писчей кисти. Китайская военная наука всегда ру­ководствовалась представлением о том, что настоящий воин побеж­дает, не воюя. Столь сдержанное отношение к войне имело свои объ­ективные причины: даже успешные войны с сопредельными странами не столько обогащали империю, сколько разоряли ее. Ки­тайские императоры не имели ни ресурсов, ни, в сущности, надобно­сти для расширения границ своей державы за счет степей на севере или горных массивов на западе. Колонизация же Юга была осуществ­лена в основном мирным путем.

Все же армия была жизненно необходима для выживания любой династии, правившей Китаем. Но подход китайского двора к органи­зации войска определялся факторами скорее хозяйственными и по­литическими, нежели военно-стратегическими. Создатели древне­китайской империи стремились как можно теснее срастить войско с крестьянскими массами. Так, правители Цинь ввели для своих под­данных всеобщую воинскую повинность: в их царстве каждый здоро­вый мужчина, достигший тридцати лет, должен был год прослужить в войске своей области.
Армия землепашцев-воинов отличалась высокой дисциплиной, ло­яльностью властям и, главное, была очень дешева. Она вполне соответ­ствовала потребностям кратковременной обороны империи от нападений извне, что и было главной стратегичес­кой задачей китайских правителей. Однако она не годилась для затяжных военных дей­ствий паи больших походов, надолго отры­вавших крестьян от дома. Поэтому на практи­ке устройство войска было более сложным.
Наконец, существовал третий тип вой­ска: дружины местных могущественных се­мей. Эта военная сила становилась господ­ствующей в периоды междуцарствия и внутренних смут.
В эпоху поздних империй, несмотря на постоянное давление ко­чевников с севера, опустошительные набеги пиратов на морское по­бережье и многочисленные восстания, правители великой земле­дельческой державы так и не смогли решить проблему создания эффективного войска. Времена Ханьской династии, когда, как счита­лось, один солдат имперской армии стоил шестерых «варваров», ос­тались далеко позади. В народе военное дело тоже отнюдь не поль­зовалось почетом, о чем напоминает старинная китайская поговорка: «Из хорошего железа не делают гвоздя, хороший человек не служит в солдатах». В начале XVII в. первый русский посланник в Китае Иван Петлин отмечал, что «китайские люди в военном деле робливы».
Сунский двор отказался от ополчения и перешел к созданию про­фессиональной армии, набиравшейся в основном из голытьбы и даже преступников, согласившихся служить в обмен на прощение преж­них грехов. Такое войско представляло угрозу для самого двора, и, чтобы предотвратить ее, сунские императоры раздробили и до край­ности бюрократизировали управление им. Кроме того, они практико­вали регулярную ротацию пограничных войск, памятуя об их потен­циальной опасности для имперской власти. В результате, несмотря на огромную численность, — почти полтора миллиона человек к се­редине XI в. — сунская армия оказалась на редкость неэффективной.
Основатель империи Мин попытался по-новому решить проблему создания боеспособной армии: он учредил наследственное сословие «военных дворов»(цзюнъху). В селениях, состоящих из этих дворов, трое мужчин из каждых десяти должны были постоянно нести воен­ную службу, а остальные — заниматься землепашеством, чтобы обес­печить армию продовольствием. Управление войсками в целях безо­пасности было раздроблено по пяти округам. Службу на границе несли посменно воины из внутренних гарнизонов. Для военных похо­дов создавались сводные части под управлением специально назна­ченного полководца. Тем не менее минский двор тоже был вынуж­ден создать наемные войска, которые в конце концов, вступив в союз с маньчжурами, способствовали краху минской державы.
 Правители-манчьжуры Цинской империи учредили систему «войск восьми знамен», первоначально предназначавшихся только для сопле­менников; со временем основную массу восьмнзнаменных войск соста­вили китайцы. К началу XIX в. официальные цинские войска почти ут­ратили боеспособность, как и все предшествующие династии в поздний, кризисным пери­од, все более опирается на нерегулярные армии, созданные влиятель­ными людьми в провинции. Создавались эти армии уже по европейско­му образцу м нередко имели иностранных инструкторов.
В начале 20-х годов Сунь Ятсену с помощью Советской России уда­лось создать боеспособную революционную армию, которая сыграла решающую роль в национальной революции 1925—1927 гг. Корен­ным образом изменился и статус армии: армейская служба стала по­четной обязанностью граждан нового Китая, а нередко также спосо­бом обеспечить себе сытную жизнь, а то и дорогу во власть. Привлекательность военной службы заметно уменьшилась в послед­ние годы с появлением других возможностей для карьеры. Тем не ме­нее в КНР армейский распорядок вплоть до настоящего времени про­пагандируется как образец для всего общества. На Тайване сохраняется всеобщая воинская повинность для мужчин.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Перед отправкой формы: