Цирковое искусство

imgpreview (89)

Акробатика — один из древнейших в мире видов зрелищного искусства, исто­рия которого в Китае насчитывает около двух тысячелетий. Образы акробатов на­глядно отражены в древних книгах и картинах, они обнаружены археологами в древних гробницах, на настенных ри­сунках, в виде глиняных фигурок, в резьбе по камню.

История циркового искусства
Китайские акробаты вышли из про­стого народа, их творчество было тес­но связано с трудовой деятельностью, войнами и религией. Во многих акро­батических представлениях традици­онно используется оружие и орудия труда — трезубцы, ножи, обручи, ме­чи, а также предметы домашнего оби­хода — стулья, столы, кувшины, та­релки, чаши. Все эти предметы использовались в качестве опоры в ак­робатических представлениях и как приспособления для тренировок. Та­кие виды акробатических представле­ний, как подбрасывание волана, игра с диаболо, балансирование на бамбу­ковом шесте, развились из игры и спорта.
Бросание бумеранга — один из видов со­временной акробатики — своими корня­ми уходит в период неолита. В те време­на бумеранг применялся на охоте. Чело­век бросал бумеранг, который в случае промаха возвращался назад и мог быть использован снова. Бумеранг и сейчас находит применение во время охоты не­которых африканских, австралийских племен и в Индии. В ходе представлений акробаты используют от трех до пяти и даже семи бумерангов одновременно, бросая их по очереди и ловя в определен­ной последовательности. Акробат может принять возвращающийся бумеранг лю­бой частью тела.
Древние использовали также и другие виды орудий и оружия в качестве акро­батических аксессуаров: летающие тре­зубцы, крутящиеся чаши, наполненные водой, и т.д.
В период Весны и Осени (770—476 до н.э.) акробатика стала самостоятельным видом зрелищного искусства. В главе «Шо Фу» книги «Лецзы», которая была написана в эпоху Сражающихся царств, имеются отрывки с описаниями акроба­тов, выступающих перед древней ауди­торией. В книге «Речи царств», написан­ной в период Весны и Осени, упомина­ются лилипуты, которые в представле­ниях для императорской фамилии взби­рались по вертикальному шесту. Искусство звукоподражания впервые упоминается в «Исторических запи­сках» (2 в. до н.э.). В них говорится, что около 300 г. до н.э. феодал Мэн Чан из царства Ци был захвачен царством Цин в плен вместе со своей свитой. Подражая крику петуха, они ввели в заблуждение вражеских воинов и заставили их от­крыть городские ворота. В результате Мэн Чану удалось спастись.
Во время династии Тан (618—907) акробатическое искусство стало более сложным, представления уже прохо­дили в императорских дворцах. Тан-ские фрески в пещерах Дуньхуан изображают акробатов, певцов, тан­цоров и наездников. Во главе процес­сии — человек, несущий шест, на ко­тором четыре акробата демонстриру­ют различные трюки: лазание по ше­сту, стойка на голове одного из уча­стников и т.д.
С упадком танской династии многие ак­теры покинули императорский двор и начали выступать перед народом. В период династии Сун (960—1279) в акробатические представления для при­влечения публики во время выступле­ний на базарах был привнесен элемент развлекательности. В то время была очень популярна спортивная борьба, среди знаменитых борцов были не толь­ко мужчины, но и женщины. Во времена правления династий Мин и Тан (1368—1911) характер акробатиче­ских представлений начал меняться. Ак­робаты ханьской национальности заим­ствовали новые приемы у акробатов дру­гих национальностей, обогащая тем са­мым свой опыт; особое внимание стало уделяться динамике исполнения и уров­ню сложности. В то же время акробати­ческое искусство становилось частью по­этической драмы, пекинской оперы и других видов традиционного музыкаль­ного театра. Этот уникальный стиль да­вал актерам возможность образно пред­ставлять батальные и другие сцены. Тем не менее общество относилось к профессии акробата пренебрежительно. В середине 19 в. акробаты были презира­емы и подвергались жестокой эксплуа­тации. Многие из них сменили профес­сию, став рабочими или уличными тор­говцами. Таким образом, многие тради­ционные трюки были безвозвратно уте­ряны. Чтобы добыть средства к сущест­вованию, некоторые актеры были вы­нуждены выступать с опасными трюка­ми, потакая вкусам определенной ауди­тории.
Развитие циркового искусства в новом Китае
После образования Китайской Народ­ной Республики традиционным искусст­вам стало уделяться большое внимание. Новую жизнь получила и акробатика. Теперь артистам была гарантирована работа, их общественное положение значительно улучшилось. Уличные ак­теры были допущены в театры, а акробатика обрела статус сценического искус­ства.
В 1950 г. была образована первая госу­дарственная Китайская акробатическая труппа. Вскоре после этого аналогичные труппы стали создаваться в крупных го­родах и провинциях: Шанхае, Чунцине, Гуанчжоу, Шэньяне, Ухане. К концу 1984 г. в Китае насчитывалось более 130 крупных акробатических трупп, кото­рые включали около 16 тыс. артистов и рабочих сцены. Они возрождали тради­ционную акробатику, создавали новые трюки, готовили молодое поколение ак­робатов и обменивались мастерством с зарубежными коллегами. Помимо профессиональных, существу­ют также непрофессиональные, или лю­бительские, объединения, создаваемые на фабриках и в сельской местности. Ру­ководство такими объединениями осу­ществляется актерами, ушедшими на пенсию, и профессиональными акроба­тическими труппами, которые вносят свой вклад в воспитание будущих про­фессионалов.
В своем искусстве акробаты соединили ритмы танца, гимнастические приемы с чисто акробатическими трюками. Существенные изменения были внесены в му­зыкальное сопровождение и оформление сцены. К 1961 г. количество представля­емых номеров возросло с нескольких де­сятков до двухсот. Жонглеры и фокусни­ки изобрели множество новых трюков. Традиционное «искусство на канате» превратилось в технически сложное и опасное балансирование на высоко натя­нутой проволоке. Сальто вперед 50-х гг. развилось до сальто назад, поворота в
прыжке на 360 градусов и т.д. Популяр­ный номер с пятью столами, ранее ис­полнявшийся одним акробатом на 5 по­ставленных друг на друга столах, стал исполняться многими акробатами на сооружении, состоящем из 7—10 перевер­нутых стульев. Подобного рода номера сейчас выглядят следующим образом: один человек делает стойку на колонне из стульев, которая окружена группой людей, делающих стойки на двойных ко­лоннах из стульев. Если ранее номер с вращающимися на шестах тарелками исполнялся с 4—6 предметами, то теперь акробаты могут вращать от 12 до 14 таре­лок, одновременно исполняя сальто впе­ред.
В первые годы существования КНР на­считывалось около 30 видов звукоподра­жания, в настоящее время их количество возросло до ста. Сун Тай, Чжоу Чжичэн и другие мастера воспроизводят не толь­ко голоса множества птиц и насекомых, но и звуки ветра, волн, шум толпы, во­енных учений, звучание музыкальных инструментов, звон оружия, шум иду­щего поезда. Их искусство значительно расширило возможности звукоподража­ния.
Акробаты имеют свою профессиональ­ную организацию — Китайскую акроба­тическую ассоциацию, которая была организована в 1981 г. Это добровольное объединение содействует проведению представлений, профессиональной под­готовке и творческому обмену с другими странами. Ассоциация издает специаль­ную литературу по акробатике и фоку­сам.
За последние 30 лет китайские акроба­тические труппы побывали более чем в 100 странах мира, их наиболее выдаю­щиеся номера были удостоены наград

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Перед отправкой формы: