Индивидуальное воинское искусство

imgpreview (83)

Конфуцию принадлежит фраза: «Вести людей на войну, не обу­чив, — значит предавать их». Эти слова первого мудреца Китая всегда побуждали знатоков военного дела обращать особенное внимание на боевую подготовку воинов. Во времена Конфуция главной доблестью воина, по крайней мере среди аристократии, было умение уп­равлять боевой колесницей. Кон­фуций придавал особое значение стрельбе из лука и сам был боль­шим мастером этого искусства. Позднее главным оружием ки­тайского воина стали меч и пика. Для коротких видов холодного оружия существовала поговорка: «На вершок короче — на вершок искуснее». К длинным видам ору­жия предъявлялись, естествен­но, иные требования: «На вершок длиннее — на вершок результативнее» Изучение воинского дела, как и всякого искусства, начиналось в Китае с разучивания норматив­ных приемов обращения с ору­жием. Эти приемы нередко скла­дывались в целые комплексы, которые, с одной стороны, име­ли определенное практическое значение, а с другой – обознача­ли то или иное состояние или ка­чество «жизненной энергии». В одном из военных трактатов древности, так называемых «Шести сек­ретах» (Лю дао), отдельные аспекты военных действий соотносятся с «качеством духа» различных животных: планы полководца должны воплощать мудрость дракона, его атаки — свирепость тигра, действия войск в горах и лесах должны отличаться ловкостью леопарда, вои­ны в бою должны быть преданы командиру, как псы. Другой особен­ностью китайской техники обращения с оружием является универ­сальность и разнообразие ее приемов, которые годились для людей любого возраста и роста, как для мужчин, так и для женщин. В бое­вых искусствах Китая первостепенное значение придается не физиче­ской силе или даже ловкости, а психическому состоянию, еще точнее — слитности духа и тела.

Одно из самых интересных и самобытных явлений китайского во­енного искусства — школы кулачного боя. Приемы рукопашной борь­бы с древности входили в программу обучения воинов. Есть сведения, что знаменитый полководец XII в. Юэ Фэй составил классический комплекс из 32 приемов рукопашного боя, которые получили назва­ние «длинный кулак».
Вместе с тем в средневековом Китае сложились и неофициаль­ные, так называемые народные, традиции кулачного искусства. Одна из самых известных школ возникла в чань-буддийском монастыре Шаолиньсы в провинции Хэнань. Основоположником ее считался осно­ватель чань-буддизма — Бодхидхарма, а сами занятия кулачным боем рассматривались как часть духовного совершенствования монахов. Со временем в Шаолиньской школе стали различать пять комплексов уп­ражнений, предназначенных для развития различных аспектов жиз­ненной силы: комплекс дракона для укрепления духа, комплекс тигра для укрепления костей, комплекс аиста для укрепления «семенной си­лы» (цзин), комплекс леопарда для укрепле­ния физической силы и комплекс змеи для укрепления жизненной энергии(ци). В по­следние два-три столетия «народные» шко­лы кулачного искусства получили в Китае повсеместное распространение. Еще и сего­дня общее их число превышает три сотни. Особенно богатая традиция рукопашного боя сложилась в северных провинциях — в Хэбэе, Шаньдуне, Шаньси и Хэнанн.
С XVII столетия в источниках зафиксировано разделение (вообще говоря, свойственное всей китайской традиции) школ кулачного ис­кусства на «внешние» и «внутренние». К первым обычно причисляют школы, родственные «шаолиньскому кулаку», ко вторым — классиче­ские даосские школы кулачного искусства, зародившиеся, по пре­данию, в монастырях на горе Уданшань в провинции Хубэй. К ним относят главным образом три школы, снискавшие в по­следнее время громкую извест­ность за пределами Китая: «Кулак формы воли» (Синъицюанъ),«Кулак Великого Предела» (Тайц­зицюань) и «Ладонь Восьми три­грамм»(Бащчжан). Школа Синъ-ицюань существует с XVII в. и представлена несколькими ло­кальными стилями, распростра­ненными в Северном Китае. Шко­ла Тайцзицюань тоже возникла в XVII в., и ее основоположником считается мастер воинского ис кусства Чэнь Вантин, житель деревни Чэньцзягоу в провинции Хэ-нань. Со временем из стиля «семейства Чэнь» выделились другие сти­ли Тайцзицюань — рода Ян, двух родов У и синкретический стиль, со­зданный уже в XX в. мастером Сунь Лутаном. Школа Багуачжан была основана в середине XIX в. Дун Хайчуанем и тоже разделилась на не­сколько стилен.
Несмотря на большое разнообразие школ, традиция кулачного искусства в Китае имеет общую теоретическую основу, заложенную принципами духовно-физического совершенствования в даосизме. Технический арсенал этих школ состоит из двух частей: так называе­мых основных упражнений, имевших целью укрепление жизненной силы организма, и собственно технических приемов рукопашного боя. Правильное духовное состояние, способствующее взращиванию «внутреннего ци», достигалось посредством умственной концентра­ции и точного соблюдения определенных телесных поз. Вот некото­рые из этих требований: живот расслаблен и как бы «наполнен», грудь как будто пуста, шея вытянута, но не напряжена, позвоночник стоит, как столб, рот неплотно закрыт, кончик языка касается верхне­го неба, бедра раскрыты, ноги словно «врастают» в землю, подобно корням дерева; стоять нужно «незыблемо, как гора», а ступать так, «будто идешь по илистому полю» или «шагаешь по тонкому льду», то есть не теряя чувствительности и сохраняя тесную смычку с землей; в стойке нужно хорошо чувствовать «три кончика тела»: темя, кончики пальцев и ступни. Тело в его внутреннем восприятии должно быть подобным шару. В боевьгх стойках нужно стоять, «как натянутый лук», а рука, наносящая удар, должна «вылетать, как стрела, пущенная из лука» и т.д. Существовало правило трех «внутренних» (относящихся к внутреннему состоянию) и трех «внешних» (касавшихся координации конечностей) соответствий, которые обеспечивали цельность вос­приятия и действия.
Правильная  телесная   поза обеспечивала полную слитность духа, что давало со временем воз­можность овладеть своей жиз­ненной энергией. Вообще цель обучения в китайских школах «ку­лачного искусства» состояла в том, чтобы возвести все внешние движения к их внутреннему праобразу, символической матрице опыта, совпадающей с «волей» творческих метаморфоз жизни. «Воля впереди кулака», — гласит старинная сентенция китайских мастеров боевых искусств. Ритм движений в школах боевых ис­кусств был подчинен закону взаи­модействия инь и ян, который выражался в чередовании и в конечном счете взаимопроникновении различных фаз единого кругово­рота Дао — «раскрытия» и «закрытия», «рассеивания» и «собирания», «мягкости» и «жесткости» и т.п. В наставлениях мастеров Тайцзицю­ань, например, утверждается:
«Только достигнув предельной мягкости, достигнешь предельной жесткости.
Снаружи предстаешь мягким, внутри прячешь твердость. Все движения — как игла, спрятанная в вате». Таким образом, в школах ушу движение обладает неким внутрен­ним измерением, сопрягается с противодействием. Это означает, что всякое движение в практике ушу совершается по дуге, окружности, в конечном счете — по сфере, в которой сходятся и образуют гармони­ческое единство разнонаправленные линейные движения. Базовая форма движения здесь — это спираль, вращение которой захватыва­ет все тело. Существовало понятие «внутренней силы» (цзин), кото­рая, в отличие от физической, не локализована, проистекает из цело­стной конфигурации тела, подобно силе натянутого лука, и действует «сообразно обстоятельствам». Вместе с тем действие силы — цзин, по сути, никогда не прерывается, подобно тому как «вечно тянется еди­ная нить» космического ци.
В XX в. традиция боевых искусств приобрела значение ценного на­ционального достояния Китая. В КНР и в меньшей степени на Тайва­не были предприняты попытки сблизить практику старых школ ушу с современными физкультурой и спортом, сделать ее частью массо­вой культуры.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Перед отправкой формы: