ИЗДАТЕЛЬСТКОЕ ДЕЛО

За время проведения политики реформ и открытости с 1978 года издательское дело в Китае получило бурное развитие. Книги, газеты и журналы, издаваемые в Китае, отличаются богатством тематики и содержания, они освещают самые разнообразные сферы научной и общественной жизни, играя все более важную роль в пропаганде политики партии и государства. Они в полной мере отражают успехи, достигнутые страной в ходе проведения реформ и открытости, знакомят аудиторию с новыми достижениями Китая в экономическом строительстве, распространяют научные и культурные знания.Для внедрения в жизнь курса «наука и техника – первейшая производительная сила» и осуществления стратегии «подъем страны за счет прогресса науки и образования» право на приоритетное развитие получила научная и техническая периодика. Непрерывно растет удельный вес научно-технических журналов и газет в общем объеме периодических изданий страны. В них ежегодно публикуется примерно 260 тыс. статьей, касающихся самых широких научно-технических тематик. По мере неуклонного роста использования информационных данных этих журналов и газет в мировом масштабе, их авторитет возрастает раз от разу.
Периодические издания. Среди периодических изданий – будь то общественно-политических, естественнонаучных или научно-технических – имеется немало солидных, обладающих высокой практической ценностью и ярко выраженной научной направленностью. Назовем лишь некоторые из них. Лучшими среди естественнонаучных журналов являются «Системология и математика», «Аэронавтика», «Охрана окружающей среды», «Компьютерная техника». Наиболее престижными общественно-политическими изданиями считаются журналы «Цюши» («Стремление к истине»), «Общественные науки Китая», «Юридические науки», «Китайская женщина», «Китайская молодежь», «Исторические исследования», «Демократия и законность». А среди литературно-художественных журналов наиболее популярны «Народная литература», «Семья», «Кино для всех», «Новый спорт». Постоянное широкое внедрение достижений современных технологий, в особенности электронной и компьютерной техники, значительно способствует качественному совершенствованию периодических изданий. Целый ряд газет и журналов покорил сердца читателей своим оригинальным стилем и высоким качеством полиграфии. По художественному оформлению и печати многие из этих изданий достигли или приблизились к мировому уровню.
Книги. По мере всестороннего развития общества и экономики в стране достигнуты огромные успехи в книгоиздании. Особенно в 90-х гг. поэтапное создание системы социалистической рыночной экономики дает новый импульс издательскому делу, а развитие экономики, науки, техники и культуры обещает огромный рынок издательской продукции. Благодаря постепенному созданию системы макроуправления на всех уровнях, издательское дело как и другие сферы, так же обрело шансы на здоровое развитие.
Так, вышили в свет 1169 книг, вошедших в план по изданию важнейших книг на период восьмой пятилетки, причем положительный экономический и социальный эффект от этого послужил хорошим примером для всех издательской отрасли. В план по выпуску важных книжных изданий на девятую пятилетку (1996 – 2000 гг.), принятый Государственным управлением по делам прессы и печати, входят 1200 наименований издательской продукции. Из них 353 приходится на общественные науки, 299 – на естественные науки и техники, 181 – на литературу и искусство. Этот план впервые предусматривает выпуск общедоступных и научно-популярных изданий, а также различного рода детской литературы. На основе государственного плана и при содействии государства издательскими организациями ан местах также разработаны и осуществляются планы по выпуску ряда приоритетных изданий.
Аудио-, видеопродукция и электронные издания. Сегодня в стране насчитывается 205 издательств, специализирующихся на выпуске аудио- и видеоизданий, 93 издательства, которые выпускают аудио- и видеокассеты для комплектования своей печатной продукции. Еще более 260 предприятий занимается тиражированием аудио- и видеоматериалов. В Китае индустрия по выпуску аудио-, видео- и электронной издательской продукции оснащена прогрессивной техникой и передовыми технологиями. В перечень продукции этой отрасли входят граммофонные пластинки, аудио- и видеодиски в полном ассортименте. В марте 1997 года Управление по делам прессы и печати Китая впервые разработало план по изданию аудио- и видеопродукции государственного значения на девятую пятилетку (1996 – 2000 гг.), в котором предусмотрен выпуск 476 наименований издательской продукции. 63 (13 процентов) из них относится к общественно-политической, 141 (30 процентов) – к просветительской и 116 (24 процентов) – к научно-технической сфере. В последние годы научно-технические и просветительские аудио- и видеоматериалы занимают очень важное место в аудио- и видеоиздании Китая. В 1995 году на 4-м Всекитайском конкурсе лучших аудио- и видеоизданий по науке и технике 51 проекту были присуждены различные призы и награды, они отражают высочайший уровень издательского дела Китая в этой отрасли. Отмечен значительный прогресс аудио- и видеоизданий как с художественной, так и с идеологической точки зрения. Песенный сборник «Караоке», созданный по инициативе Управления по делам прессы и печати и других организаций и состоящий из 1000 китайских и иностранных музыкальных произведений, одновременно издан в виде книги, аудио- и видеокассет и лазерных видеодисков. Такого рода издания оживляют культурную жизнь и досуг народа, способны потеснить на уадио- видеорынке заморскую продукцию.
По мере ускорения информатизации общественной жизни в стране с начала 90-х гг. за короткий срок сформировался рынок электронной издательской продукции, который сегодня уже приобрел известные масштабы с точки зрения спроса и предложения. Ныне в реестре Управления по делам прессы и печати числится 36 издательских организаций, занятых в выпуске электронной продукции. Ими подготовлено в общей сложности более 200 видов электронных изданий. Среди этих изданий уже есть свои бестселлеры. Например, видеодиски «Мир принадлежит народу», «Энциклопедия Китая», «Китайское народное изобразительное искусство», «Искусство Китая всех эпох», «Пещеры Могао в Дуньхуане», «Императорский дворец Гугун», «Фармакопея Китая», «Полное собрание законодательных актов КНР», «Китайская иглотерапия» и др.
Средства массовой информации для зарубежной аудитории. Китайское международное издательское объединение играет важную роль в культурном обмене Китая с заграницей. Эта крупная издательская организация сочетает функции издания, печати и распространения книг и периодических изданий на иностранных языках, включая 7 наименований журналов в 32 региональных изданиях. Это журналы: «Бэйцзин ревью», «Китай сегодня», «Китай», «Народный Китай», «Репортажи из Китая», «Китай и Африка» и «Китайская литература». При данном объединении учреждено 11 издательств ( в том числе и известные во всем мире Издателство литературы на иностранных языках и издательство «Синьсин»), которые ежегодно выпускают около тысячи различных наименований книг на 20 иностранных языках. Среди них монография «Пятитысячелетие живописи Китая», выпущенная Издательством литературы на иностранных языках в сотрудничестве с издательством Йельского университета США, приковала широкое внимание мировой общественности. Сборники «Китай: факты и цифры», брошюры «Обзор по Китаю», «Потала», «Это – КНР» и «Лотос», изданные издательством «Синьсин» в различных региональных вариантах, распространяются более чем в 190 странах и регионах мира, они играют важную роль в содействии международной общественности в понимании Китая. В США, Англии, Японии, Египте, Танзании и Сянгане данное объединение учредило собственные дочерние компании и филиалы с целью интенсификации обмена с зарубежными странами. Китайская компания международной книжной торговли, подчиняющаяся этому объединению, занимается распространением различных книг и периодических изданий в 82 странах и районах мира. Эта компания ежегодно проводит «китайские книжные выставки» в других странах мира.
«Учжоу чуаньбо чжунсинь» (издательский центр «Пяти континентов») является неправительственным международным органом, занимающимся главным образом выпуском и распространением аудио- и видеопродукции, включая кино- и телепрограммы. Его издания, дублированные или напечатанные на многих языках, распространяются более чем в 150 странах и регионах мира. С 1993 года, когда было создано это издательство, оно выпускает кино- и телепрограммы объемом в сотни часов и около 100 наименований книг в среднем в год. Его издания главным образом знакомят зарубежную аудиторию с основными направлениями жизни современного Китая, воспевают богатство китайской культуры, отражают ход реформ и открытости, модернизации Китая, отвечают на вопросы, приковывающие внимание общественности всего мира, а также знакомят с обычаями и нравами народов Китая.