О распространении в Китае христианской церкви

В 1712 Петр 1 повелел направить в Китай группу священников и учредить в Пекине Российскую Духовную Миссию, включив в нее также учеников для изучения китайского, маньчжурского, монгольского и других восточных языков.
Миссии в Пекине действовали с 1715 (официально – с 1728 ) по 1954 год ( всего их было 20 ), и среди их участников были такие выдающиеся синологи, как Начальник 9-й миссии ( 1807 – 1821 ) архимандрит Иакинф ( Никита Яковлевич Бичурин, 1777-1853), прикомандированный к 12-й миссии ( 1807 – 1849 ) магистр Василий Павлович Васильев ( 1818-1900 ), член 12-й и Начальник 13-й ( 1850 1858 ) и 15-й ( 1864 – 1878 ) миссии архимандрит Палладий ( Петр Иванович Кафаров, 1817-1878 ), создатель «Китайско-русского словаря» ( Пекин, 1888 ), остающегося и по сей день непревзойденным лексикографическим трудом.
В 1900 году во время восстания ихэтуаней («Боксерского»), резко настроенных против всех иностранцев, российская миссия, как и другие европейские учреждения, была сожжена, погибли архив и библиотека. 222 православных китайца стали святыми-мучениками, среди них иерей Митрофан ( Цзи ), первый китаец-священник.
В 20-40 годы прошлого столетия в Китае нашли прибежище многие русские эмигранты, по некоторым сведениям, до полумиллиона. Это время отмечено неустанной деятельностью по оказанию помощи беженцам двух святителей: Иона Ханькоуского ( Покровского, 1888-1925) и Иоанна Шанхайского ( Максимовича, 1896-1966 ).
После окончания 2-й мировой войны Российская Духовная Миссия в Китае формально продолжала существовать до 1954 года, когда была упразднена по решению Священного Синода в Москве «ввиду новых государственных и общественных условий жизни в КНР».
После упразднения в том же году фактически наследовавшего миссии Восточно-Азиатского Экзархата, ее недвижимое имущество должно было быть передано китайскому правительству, а собственность в Пекине ( Северное подворье – Бэйгуань ) – советскому посольству.
К 1956 году большинство все еще остававшихся в стране русских эмигрантов покинули Китай: около 10 тысяч уехало в СССР, остальные ( около 5 тыс.) – в Австралию, Новую Зеландию и Америку.
В 1957 году в Москве был утвержден проект о даровании автономии Китайской Православной Церкви и хиротонии во епископа Пекинского архимандрита Василия ( Шуана, в миру – Игнатий Яо Фуань, 1888-1962 ).
В середине 1964 года в Пекине был закрыт последний православный храм, а в 1965 году в Шанхае скончался последний китайский архиерей – епископ Семеон (Ду).
В период «культурной революции» многие храмы были разрушены или отданы под другие нужды, фактически прекратилась деятельность ранее возглавлявшегося архиепископом Василием «Китайского Православного общества».
После 1978 года в некоторых районах Китая (например, Харбине) с разрешения местных властей православная церковь возобновила свою деятельность, ведется реставрация храмов.
В апреле 1997 года по благословению Патриарха на территории российского посольства в Пекине был установлен Поклонный Крест в память истории Миссии, православных китайцев и русских китаеведов.
Протестанты обосновались в Китае лишь в 19 веке, однако сразу же проявили незаурядную активность, особенно в сфере переводов. Протестантизм (синьцзяо, буквально «новое учение») в это время почти не встречал препятствий со стороны цинского правительства, находившегося под давлением западных держав, и распространялся гораздо быстрее католичества. Так, за 90 лет (1842-1932) было создано более 100 протестантских общин. Чрезвычайно плодотворной была деятельность протестантов-синологов, таких, как Джемс Легг (1815-1897), который не только основал в Гонконге (Сянгане) первую протестантскую церковь и создал полные классические переводы китайских канонических текстов на английский язык, но и способствовал основанию в Оксфорде кафедры китаеведческих дисциплин (1876). Другие видные представители английской синологической школы, такие, как Томас Медоуз и Лайонел Джайлз (1875-1958) следовали по пути, намеченному первыми протестантскими миссионерами-синологами. Возможно, успехи протестантизма были в какой-то степени обусловлены подготовленностью почвы, но не исключено, что его привлекательность была связана с присущим ему прагматическим духом, явно импонировавшим китайцам, особенно революционерам.
Не случайно деятели республиканского Китая после 1911 года не только не препятствовали социальной активности протестантов, но иногда и сами принимали христианство. Тем не менее, после 1949 года положение китайских протестантов, как и христиан других конфессий, бывало весьма сложным, особенно во время «культурной революции», пока правительство не вернулось к традиционной политике формальной терпимости ко всем религиям.