«Огненные часы» в Китае

Для определения времени древние китайцы использовали разные приспособления: солнечные, песочные, водяные часы. Поговорим об одном изобретении китайцев – об «огненных часах». В Китае их называли ароматическими свечами, указывающими время. Существует несколько разновидностей «огненных часов».
Свеча-конус. Замешивалось тесто из глины и растёртого в порошок сандалового дерева. Тесто раскатывалось в длинный и ровный шнур и укладывалось спиралью, так что каждый виток был шире предыдущего. Готовый и высушенный конус подвешивали за середину и поджигали снизу. Конус медленно тлел, заполняя помещение ароматом благовония.
Конусы могли быть большими и маленькими, с различным содержанием и составом благовоний. Шнуры были разной длины и толщины, и это позволяло делать конусы, которые горели только одну ночь или десять, двадцать дней, а то и целый месяц.
На шнурах делали зарубки, которые обозначали сдвоенные часы, эти промежутки времени назывались – час крысы, быка, тигра, зайца, дракона, змеи, лошади, козы, обезьяны, петуха, собаки и свиньи. Всего было 12 сдвоенных часов, начиная с часа крысы, который в переводе на европейские часы начинался в 23 часа вечера и продолжался до 1 часа ночи. Дальше шёл сдвоенный час быка – с 1 до 3 ночи и т.д.
На нужной зарубке вешали небольшой грузик на тонкой нитке, и, когда в назначенное время нитка перегорала, он падал в тазик и звоном отмечал наступление заданного времени.
«Фитильные часы»- другое название устройства для определения времени. Изготовленный указанным ранее способом шнур закреплялся горизонтально на спине дракона – одного из символов Китая. Далее, как и в предыдущем случае, – зарубки, нитки с грузиком, рассчитанные на определённое время, поджигание – и часы готовы к работе.
«Душистый узор вязью». Это название связано с красивой легендой о Майсяне, его имя переводится как «Продавец благовоний», и вышивальщице Тунчжэнь – Бронзовая Игла. Майсян очень хотел помочь девушке проснуться утром в строго определённый час, когда ей нужно было выполнить срочный и важный заказ. И он придумал, как это сделать.
Майсян заказал мастеру медную коробочку, на крышке которой был вырезан желобок для укладки в него шнура. Желобок был выполнен в виде узора вязью двойного иероглифа си 喜 – символа радости и счастья молодоженов, который вывешивают на воротах в день свадьбы. Вместо грузика на нитке он подвесил в коробочке обручальное кольцо, которое досталось ему в наследство от матери.
В нужный час на рассвете нитка перегорела, и колечко упало на дно металлической коробочки. От громкого звука Тунчжэнь проснулась. Она успела выполнить в срок незаконченную вышивку и, конечно, оценила заботу и находчивость Майсяна. Молодые люди поженились. Так обычная вроде вещь решила судьбу двух людей.