Сиань -Великая армия

imgpreview (84)

В мире известны своей древностью четыре столицы      Каир, Афины, Рим и Сиань. Только узнав Сиань, можно постигнуть Китай.

За свое замечательное географические положение и щедрые земли в окрестностях Сиань пользовался любовью со стороны прави­телей «Поднебесной». Он был столицей двенадцати династий эпохи Западная Чжоу (618 год) до династии Тан (907 год). Сколько императоров вступало здесь на престол! Более чем 1100 лет Сиань являлся политическим экономическим и культурным центром Древнею Китая.
Расцвет Сианя пришелся на период правления династии Тан — золотого века феодализма в Китае. Город был обнесен прямоугольной крепостной стеной, общая площадь его доходила до 85 квадратных километров, в семь раз превышая нынешний Сиань. Прекрасные здания Императорского и Дворцового городков оживляли строго распланированные улицы с цветниками и дере­вьями по обочинам. Здесь имелись места, специально предназна­ченные для увеселения и забав императора и его семьи. Построй­ки в них с расписными балконами и резными колоннами поража­ли своей красотой и роскошью. Подобно древним египетским фа­раонам, китайские императоры сооружали для себя грандиозные гробницы.
…В марте 1974 года деревенские жители китайской провинции Шаньси в полутора километрах от города Сиань рыли колодец и случайно наткнулись на туннель. Так было сделано сенсационное мировое открытие — циньская монументальная скульптура. Во время раскопок могилы императора Цинь Ши-хуанди обнаружили целое глиняное войско из более чем 6000 всадников и пехотинцев, выполненных в натуральную величину. Этот холм полностью еще не раскопан, но рассказывают, что это громадный подземный дво­рец со сказочными сокровищами.
Древний китайский историк Сыма Цянь сообщал в своих трудах: как только Цинь Ши-хуанди пришел к власти, он начал про­водить свои мероприятия крутыми мерами. В стране царил террор. Всех, кто выказывал недовольство, — казнили, соучастников по закону круговой поруки превращали в рабов. За счет порабоще­ния массы военнопленных и осужденных судами число государ­ственных рабов оказалось огромным. Цинь Ши-хуанди учредил рынки рабов и рабынь в загонах вместе со скотом; управляя поданными, он всецело распоряжался их жизнью.
Далекие походы, сооружение Великой стены, ирригационных каналов, проведение дорог, широкое градостроительство – все это требовало колоссальных материальных затрат и… человеческих жертв
Цинь Ши-хуанди – «Первый император Цинь» пробить в толще горы Лишань склеп, для чего со всей «Поднебесной» было согнано свыше 700 000 каторжников.
Склеп заполнили изготовленными из глины фигурами чиновников всех рангов, редкими вещами и необыкновенными драгоцен­ностями. Мастерам повелели также изготовить луки-самострелы, чтобы поразить любого, кто осмелится проникнуть в усыпальни­цу. Из ртути сделали большие и малые реки и моря. На потолке изобразили небо, а на полу — поверхность земли.
После смерти императора его наследник приказал умертвить и захоронить вместе с покойным всех многочисленных обитателей его дворца. Когда гроб с телом Цинь Ши-хуанди уже опустили в склеп, появилось опасение, что мастера, изготовившие все тайные устройства, могут проговориться о скрытых сокровищах. Поэто­му после завершения церемонии похорон всех мастеровых наглу­хо замуровали в склепе. Чтобы замаскировать могилу, на верши­не горы посадили траву и деревья. Первоначально высота горы достигала 115 метров, сейчас этот курган имеет высоту 76 метров и 2,5 километра по периметру. В древности эту гору окружал парк, но до наших дней он не сохранился.
Обширное захоронение погребальных статуй воинов и коней — это своего рода императорская гвардия, охраняющая его особу в потустороннем мире. Всего таких захоронений четыре, и все они входят в единый комплекс. В самом большом из них — 6000 гли­няных статуй (немецкие источники приводят цифру 8000). Сей­час над ним в целях сохранения от непогоды и для удобства даль­нейших раскопок сооружен павильон со сводчатым потолком. По форме он напоминает крытый стадион или бассейн. Его размеры: длина — 200 метров, ширина — 72 метра.
Захоронение расположено на глубине пяти метров. В нем мно­жество коридоров, вдоль которых стоят уже отреставрированные фигуры воинов, а также лошадей, запряженных в боевые колес­ницы. Впереди них выстроился в три ряда головной отряд стрел­ков по 70 фигур в каждом. По мнению китайских ученых, все вой­ско построено не в боевом порядке, а для учения.
Статуи, изготовленные в натуральную величину из обожжен­ной глины и внутри полые, сделаны очень тонко и тщательно. Древним мастерам удалось даже передать различные выражения лиц воинов, их национальные особенности. По форме одежды и разным позам воинов можно судить о различии их рангов и  о принадлежности к разным родам войск.
Вот, например, солдат, одетый в короткую тунику и нагрудный панцирь без украшений. Волосы его уложены узлом, на ногах об­мотки и обувь с прямоугольным носком. Другой воин одет в длин­ный стеганый халат, третий облачен в латы и шлем. На офицерах -нагрудные латы с украшениями, высокие шапки, на ногах – са­поги. Генералы тоже стоят в чешуйчатых латах с украшениями и в шапках в виде двух птиц.
Есть здесь и всадники, и ездовые (управляющие колесницами), и стрелки с луками и самострелами. Один, в нагруднике и корот­кой тунике, встал на колено и натягивает лук. Другой, готовясь к стрельбе, повернулся в сторону. Третий, ездовой, держит в вытя­нутых руках невидимые вожжи, направляя бег лошадей. Тут же полутораметровые керамические кони, застывшие в ожидании стремительного броска. Они напоминают низкорослых, но отли­чающихся выносливостью и резвостью монгольских лошадей. Кони бурой и белой окраски под желтыми седлами.
Тщательность, с которой вылеплены фигуры, свидетельствует о высоком уровне мастерства и таланте древних умельцев. Их со­гнали сюда в великом множестве и организовали в группы по прин­ципу разделения труда: кто месил глину, кто лепил только руки и ноги воинов. Отдельные «мастерские» занимались производством лошадей, туловищ воинов в боевом облачении. Целая группа ма­стеров собирала готовые части и передавала художникам для рас­краски.
Все керамическое войско императора представляло весьма яр­кую живописную картину. К сожалению, неумолимое время не по­щадило его: краски сильно поблекли. И ныне первоначальный об­лик воинов можно представить лишь по экспозиции музея, где на искусно сделанном макете изображен весь процесс их изготовле­ния.
Довольно хорошо сохранились две колесницы, выставленные сейчас в одном из залов музея. Сделаны они почти в натуральную величину из бронзы, серебра и золота. Это крытая двухколесная повозка для переездов императора. Сзади – дверца, по бокам и спереди окна с задвигающимися ставнями, в которых прорезаны маленькие отверстия, чтобы можно было и при закрытых окнах видеть все, что делается снаружи.
А в 1990 году произошло новое открытие, которое опять веко лыхнуло весь мир. Шла будничная работа, прокладывали шоссе от Сианя до нового аэропорта на севере города. Дорожные строители заметили какие-то отклонения в структуре почвы и пригласи­ли для осмотра археологов.
В первых же раскопках взору археологов открылось поразительное зрелище: глиняные статуи воинов. Руки статуй были сде­ланы из дерева, фигуры одеты в шелка. Деревянные руки свобод­но вращались в плече — так легче было владеть оружием в загроб­ных битвах. Но 2100 лет превратили дерево и шелк в прах, однако его можно было еще исследовать. А кое-что удалось восстановить по оставшимся кусочкам. Но сами статуи… Туловища с головами да две ноги — вот все, что осталось от воинов, которые были при­званы защищать императора в его вечной загробной жизни.
Когда археологи только начали раскопки погребения, многие
рабочие признавались, что все это напоминало им капустное поле.
Только из земли вместо кочанов торчали глиняные головы. Китайцы называют эту местность «Спящим городом императоров, их жен
и наложниц». Пока из земли извлечено около 1000 солдат, с выражениями лиц от задумчивых до суровых и строгих. И ни один не похож на другого.
Предназначенные для подземных сражений, воины были снабжены всем необходимым: бронзовыми монетами,  трехгранными наконечниками для стрел. Позеленевшая бронза хорошо сохранилась.
Вообще у каждого погребения свое предназначение, которое
раскрывает какую-то одну сторону жизни
 династии. В одном, например, спрятано около 70 солдат, сопровождающих две повозки, каждую из которых везли по три лошади. Животные были сделаны из дерева и к настоящему времени почти полностью обратились в прах.
В другом погребении находятся скульптуры животных два буйвола, четыре собаки, четыре овцы и две свиньи. Глиняный солдат лежит возле железных кухонных горшков. Тут же рядом — две больших суповых чашки и множество более мелких.
«Жизнь и смерть два лика одной сути» старинное китайское выражение. Не забывали о смерти и императоры, по­тому и взяли с собой в могилу готовое к сражению войско.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Перед отправкой формы: