Основы китайского законодательства

imgpreview (80)

Китайская традиция не знала понятия собственно права, принятого в классических системах европейского законодательства. Китайский иероглиф, обозначающий писаный закон (фа), выражает идею нанесе­ния человеку увечья, то есть наказания за совершенное преступление. Не случайно идея закона в древних китайских текстах почти сливается с понятием наказания (еж). Третий термин, обозначавший в Китае за­кон, — понятие статута, уложения (/нон) — был взят из музыкальной терминологии, где он обозначал нормативную высоту тона. Таким об­разом, закон для древних китайцев был не богоданным откровением или абстрактной идеей, а чисто практическим средством регулирова­ния отношений между людьми. Теоретики законодательства в древ­нем Китае полагали, что государь вправе по собственному усмотре­нию вводить и отменять любые законы. Впрочем, господствующие школы китайской мысли — конфуцианство и даосизм — всегда с боль­шим недоверием относились к писаным законам, истребляющим в людях природную доброту и радушие. Примечательно, что предание приписывало изобретение законов не мудрым царям древности и да­же не китайцам, а южным варварам, которые по причине своей дикости были вынуждены поддержи­вать порядок в своих землях при помощи законов (наказаний). Ис­тинно же возвышенные мужи, по представлениям китайцев, в зако­нах не нуждаются, ибо они «зна­ют ритуал». Вообще же судиться в старом Китае (как, впрочем, и в наши дни) не любили, и простые люди старались, насколько воз­можно, избежать судебного раз­бирательства.

Первый свод писаных законов появился в середине VI в. до н. э. Тогда советник правителя царства Чжэн Цзы-Чань приказал выграви­ровать на бронзовых треножниках текст местной «книги наказаний». Новшество Цзы-Чаня осудил сам Конфуций, но в скором времени аналогичные кодексы были приняты и в других уделах чжоуского го­сударства. С объединением Китая под властью династии Цинь возник единый корпус законов империи, который в последующие столетия непрерывно расширялся и детализировался. Кодекс династии Тан включал в себя уже 12 разделов, содержавших в общей сложности 500 статей. К эпохе Мин число разделов в государственном кодексе увеличилось до 30, а отдельных статей — до 606. Цинская династия сократила число статей в законодательстве до 436, причем материа­лы кодекса были сгруппированы по семи большим разделам: общие понятия, административные уложения, гражданские законы, законы о ритуалах, военное законодательство, уголовный кодекс, законы об общественных работах.
На развитие традиционного китайского законодательства наи­большее влияние оказали три фактора: политические идеи древней школы легистов, конфуцианская традиция и космологические пред­ставления древних китайцев. Легисты разработали понятие всеобще­го закона как нормы государственной жизни, перед которой равны (или равно бесправны) все под­данные царства. Именно под вли­янием легистской школы законо­дательство в китайской империи приобрело вид, с одной стороны, административных регламентов, а с другой — уголовного кодекса.
Конфуцианство отстаивало примат «ритуала», коренящегося в «сердце человека», над безли­ким писаным законом, и его влия­ние запечатлено в характерном для китайского права акценте на индивидуальном статусе того или иного лица и особенности ситуа­ции. Китайское законодательство определяло степень тяжести преступления в зависимости от ха­рактера отношений между преступником и потерпевшим. Так, убий­ство чиновника простолюдином или отца сыном рассматривалось как отягчающее обстоятельство. Влияние конфуцианства сказывается и в том, что китайское законодательство традиционно придает большое значение мотивации поступков. По преданию, Конфуций, занимая должность верховного судьи в своем родном царстве Лу, предал каз­ни некоего чиновника по имени Шаочжэн Мао только за то, что тот питал «злые и подлые умыслы». Позднейшие государственные кодек­сы фактически ставят знак равенства между намерением и действием. Третья группа факторов, обусловивших своеобразие китайского законодательства, имела отношение к идее нерасторжимой связи че­ловеческой деятельности и природного мира. Древние китайцы по­лагали, что преступление нарушает мировую гармонию, а отправле­ние закона призвано восстановить мир и согласие не только в обществе, но и во всем космосе. Отсюда стремление древних ки­тайских законодателей придать юридической практике или по крайней мере некоторым ее сто­ронам космологический смысл. Так, в древних империях в весен­ние месяцы — в пору оживания и цветения природы — полагалось «ослаблять узы на преступниках», в летнее время разрешалось при­менять только легкие наказания, казни же совершали осенью и зи­мой, когда «Небо и Земля выказывают суровость». Впрочем, особо опасных преступников полагалось казнить немедленно, ибо, как счи­талось, задержка казни могла вызвать потрясения в мире.
Некоторые важные особенности китайского права можно рассма­тривать как продукт и легистской, и конфуцианской мысли. К их чис­лу относится, например, отсутствие в императорском Китае независи­мой судебной власти и презумпции невиновности в судебной практике: обвиняемый или подозреваемый уже считался виновным и в ходе расследования должен был доказать свою невиновность. Эта черта китайской юриспруденции восходит, несомненно, к нормам ки­тайской этики «лица», которая руководствовалась идеей взаимозави­симости субъектов отношений: в этой этической системе публичное обвинение человека делало его виновным в глазах общества.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Перед отправкой формы: